Школа имеет необходимую для учреждения материально техническую базу, на развитие которой привлекаются средства муниципального бюджета. Школа оборудована противопожарной сигнализацией и видеонаблюдением, внутренними и наружными видеокамерами.
Общая учебная площадь школы составляет 2358,7 м.кв.; масштабы пришкольной территории 1,36 га , школьный стадион 4560 м.кв., спортивный зал 264,9 м.кв. Школьный актовый зал совмещён со столовой на 168 посадочных мест, площадь составляет 274,3 м.кв. В школьной столовой имеется буфет с холодильником для холодных закусок.
В школе имеется 35 специализированных кабинетов с современным аудио и видеооборудованием, в том числе 23 кабинета с медиооборудованием (ноутбук, медиапроектор, экран), количество компьютерных классов - 2, мобильный компьютерный класс, общее количество компьютеров в школе - ПК 55+40 ноутбуков (включая педагогических работников)
Для обеспечения материально-технических условий введения ФГОС НОО в течение 5 лет создавалась материально-техническая база начальной школы. За это время отремонтированы и оборудованы 7 кабинетов для организации учебной и внеурочной работы учащихся. Учебные кабинеты оборудованы удобными партами с механизмом регулирования высоты в соответствии с ростом ребёнка. В кабинетах есть все необходимые сменные информационные стенды для размещения наглядного материала. В настоящее время все учителя владеют информационными технологиями и активно используют их в педагогической практике. В связи с этим большое внимание уделяется оснащению электронного места учителя всем необходимом мультимедийным оборудованием. В 2 кабинетах начальной школы установлены интерактивные доски и проведён интернет. Для организации проектной деятельности активно используются средства индивидуальной работы учащихся: интерактивные микроскопы, интерактивная приставка, комплект лабораторного оборудования «Воздух и атмосферное давление», комплект лабораторного оборудования «Наблюдение за погодой», комплект лабораторного оборудования «От зародыша до взрослого растения» принтеры, сканеры.
Для введения ФГОС в основной школе имеется 21 специализированный кабинет для организации учебной и внеурочной деятельности.
В связи с этим большое внимание уделяется материально-технической базе:
- В двух кабинетах имеются интерактивные доски, 13 кабинетов оснащены мультимедийными проекторами, имеется переносной компьютерный мультимедийный класс, интерактивная приставка.
- Два компьютерных класса оборудованы новейшими компьютерами и специализированными креслами, плазменной панелью, принтером, сканером.
- Кабинет физики оснащён мультимедийным проектором, ноутбуком, комплектом электрооборудования на 30 мест, имеются: машина электрофорная, насос вакуумный Камовского, электрометры с принадлежностями, ГИА – лаборатории в количестве 4 штук.
- Кабинет химии оборудован водоснабжением, лабораторными столами в количестве 13 штук, мультимедийным проектором, ноутбуком, телевизором, DVD, принтером, комплектом посуды для микролаборатории по химии, цифровым микроскопом.
- Кабинет географии и биологии оборудованы новой школьной мебелью, мультимедийным проектором, ноутбуком, цифровыми микроскопами в количестве 7 штук, микроскопами в количестве - 9 штук, метеостанцией.
- Кабинет обслуживающего труда оснащён кухней с электрической плитой, специализированными столами, имеется раскроечный стол, компьютер, мультимедийный проектор, швейные машинки в количестве 12 штук, утюг, оверлог, наглядные пособия по технологии. Кабинет технического труд оснащён комбинированными верстаками, наглядными пособиями, инструментом, ноутбуком, проектором.
В школе функционируют специализированные кабинеты: 2 медицинских кабинета, кабинет психолога, кабинет социального педагога.
№ п\п |
Показатель |
|
1 |
Наличие у учреждения (или на условиях договора пользования) безопасного или пригодного для проведения уроков физической культуры спортивного зала площадью не менее 9*18 м при высоте не менее 6 мм с оборудованными раздевалками, действующими душевыми и туалетными комнатами (да/нет) |
Да |
2 |
Наличие у учреждения (или на условиях договора пользования) оборудованной территории для реализации раздела «Лёгкая атлетика» программы по физической культуре (размеченные дорожки для бега со специальным покрытием, оборудованный сектор для метания и прыжков в длину) |
Да |
3 |
Наличие в учреждении кабинета физики с подводкой низковольтного электропитания к партам учащихся (включая независимые источники) и лаборантской (для школ, имеющих классы старше 7-го) (да \ нет) |
Да |
4 |
Наличие по каждому из разделов физики (электродинамика, термодинамика, механика, оптика, ядерная физика) лабораторных комплектов (в соответствии с общим количеством лабораторных работ согласно программе по физике в 7-11 классах) |
Да |
5 |
Наличие в учреждении кабинета химии с вытяжкой и подводкой воды к партам учащихся и лаборантской |
Да |
6 |
Наличие по каждому из разделов химии (неорганическая химия, органическая химия) лабораторных комплектов оборудования и препаратов (в соответствии с общим количеством лабораторных работ согласно программе по химии в 7-11 классах) |
Да |
7 |
Наличие по каждому из разделов биологии (природоведение (окружающий мир), ботаника, зоология, анатомия, общая биология) лабораторных комплектов |
Да |
8 |
Наличие всех карт в соответствии с реализуемыми программами по географии или наличие лицензионного демонстрационного компьютерного программного обеспечения по каждому из разделов географии |
Да |
9 |
Наличие всех карт в соответствии с реализуемыми программами по истории или лицензионного демонстрационного компьютерного программного обеспечения по каждому из курсов истории |
Да |
10 |
Количество в учреждении собственных (или на условиях договора пользования) компьютерных классов, оборудованных металлической дверью, электропроводкой, кондиционером или проточно-вытяжной вентиляцией и площадью, обеспечивающей установку компьютеров в количестве не менее m/2 + 2, включая компьютер учителя |
Да |
11 |
Количество мультимедийных проекторов |
20 |
12 |
Количество интерактивных досок |
5 |
13 |
Наличие скоростного выхода в Интернет (скорость канала не ниже 128 кб\с) |
Да |
14 |
Наличие базы для реализации технологии: «Технология ведения дома» - 30 мест; «Обработка металла, древесины, искусственных материалов» - 15 р. мест. |
|
15 |
Количество компьютеров, всего* |
55 40 - ноутбуков |
16 |
Из них используются в образовательном процессе |
71 |
17 |
Количество локальных сетей в учреждении |
2 |
18 |
Количество терминалов, с которых имеется доступ к Internet |
42 |
19 |
Количество компьютерных классов |
2 |
№ кабинета |
Название кабинета |
Наличие технических средств обучения |
1 |
Начальных классов |
Ноутбук, проектор, экран, интерактивная приставка, цифровой микроскоп, принтер. |
1а |
Начальных классов |
Ноутбук, проектор, МФУ (принтер, ксерокс, сканер), экран. |
2 |
Начальных классов |
Ноутбук, проектор, экран. |
3 |
Начальных классов |
Компьютер, проектор, экран, принтер, МФУ., доска проекционная для проектора. |
4 |
Начальных классов |
Ноутбук, проектор, экран, принтер, интерактивное устройство Mimio. |
5 |
Начальных классов |
Ноутбук, проектор, экран. |
6 |
Начальных классов |
Ноутбук, экран. |
8а |
Домоводство |
Компьютер, проектор, экран, 12 швейных машин, микроволновая печь, мультиварка, утюг, миксер, оверлог. |
9 |
Начальных классов |
Компьютер, проектор, экран, принтер. |
10 |
Начальных классов |
Ноутбук, проектор, экран. |
10а |
Начальных классов |
Ноутбук, проектор, экран. |
12 |
Технический труд |
Ноутбук, плазменная панель, 3Dручки. |
|
Спортивный зал |
Музыкальный центр, тренажёры – 2 шт, велотренажёр, беговая дорожка. Новый стадион, волейбольная и баскетбольная площадка. |
11 |
Кабинет музыки и ОБЖ |
Музыкальный центр, пианино, компьютер, ноутбук, экран, макет автомата. |
20 |
Иностранный язык |
Ноутбук |
20а |
Кабинет ИЗО |
Телевизор, ноутбук |
21 |
Математика |
Мультимедийный проектор, ноутбук,экран. |
22 |
Русского языка и литературы |
Мультимедийный проектор, компьютер, экран, МФУ. |
23 |
Русского языка и литературы |
Мультимедийный проектор, ноутбук, экран, МФУ. |
24 |
Русского языка и литературы |
МФУ, компьютер, телевизор, музыкальный центр. |
25 |
Русского языка и литературы |
Мультимедийный проектор, компьютер, экран, интерактивная доска. |
25а |
Иностранного языка |
Магнитола, МФУ, ноутбук. |
26 |
Русского языка и литературы |
Мультимедийный проектор, ноутбук, экран. |
27 |
Математика |
Мультимедийный проектор, ноутбук,экран. |
28 |
История |
Мультимедийный проектор, ноутбук,экран. |
29 |
Математика |
Мультимедийный проектор, ноутбук, экран. |
29а |
Иностранного языка |
Телевизор, DVD/ |
30 |
Информатика |
Мультимедийный класс, сенсорный экран, мультимедийный проектор, ноутбук,экран, 15 компьютеров. |
31 |
Информатика |
Мультимедийный проектор, ноутбук, экран, 15 компьютеров, сервер, сетевое оборудование, стабилизатор, ноутбук-5шт., стартовый комплект – 4 шт., ресурсный набор Lego – 4 шт. |
32
|
Математика |
Мультимедийный проектор, ноутбук, экран. |
33 |
История |
Мультимедийный проектор, ноутбук,экран, МФУ. |
34 |
География |
Ноутбук. |
35 |
Физика |
ГИА – лаборатория -11 комп., ноутбук, мультимедийный проектор, экран, комплект электрический, машина волновая, машина электрофорная.
|
36 |
Биология |
Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, цифровой микроскоп - 5 шт. метеостанция. |
37 |
Химия |
Мультимедийный проектор, ноутбук, экран, принтер, комплект микролабораторный по химии, телевизор,DVD |
|
Столовая – кухня. |
Мясорубка, машина протирочная, плита электрическая – конф., плита электрическая – 6 конф., посудомоечная машина, сковорода электрическая, зонтвентиляционный-2 шт., Мармит первых блюд, мармит вторых блюд, машина картофелечистительная, миксер, прилавок для столвых приборов, прилавок холодильный, шкаф жарочный, ларь морозильный. |
Для учащихся созданы условия для получения горячего питания в виде завтраков и обедов, приготовление которых обеспечивает оператор школьного питания: общество с ограниченной ответственностью "Специализированная торговая компания".
Компания зарегистрирована 12 августа 2011 года.
Электронная почта:
Юридический адрес: 194292, г. Санкт-Петербург, ул. Домостроительная, д. 4, литер А, офис 519.
Телефоны: +7 812 332-70-43 +7 812 407-71-60 +7 921 946-22-75
В школе функционируют:
- спортивный зал площадью 250 кв.м., стадион площадью более 2000 кв.м.,
- лицензированный медицинский кабинет площадью 12 кв.м.,
- процедурный кабинет площадью 10 кв.м.
Согласно графику (с 08.30 до 14.00) работают врач-педиатр и медицинская сестра.
Ежегодно осуществляется профилактический медицинский осмотр.
Учащимся в случае необходимости оказывается первая врачебная и квалифицированная медицинская помощь.
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, чьё состояние здоровья нуждается в дополнительных условиях обучения, обучаются на дому по индивидуальной программе.
Для визитов указанных категорий посетителей в школе оборудована кнопка вызова дежурного для сопровождения в здание школы и обратно.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.
В школе обеспечивается доступ учащихся и работников школы к информационным системам, к электронным образовательным ресурсам, в том числе - к сетевым.
На сайте школы имеется специальный раздел "Безопасность и здоровье", на странице которого публикуются необходимые нормативные документы и рекомендации для учащихся и родителей.
Оценка материально-технических условий реализации ООП ООО
№ |
Оснащённость общеобразовательного учреждения в соответствии с требованиями к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений. |
Да |
1. |
Образовательное учреждение имеет современную библиотеку, то есть: |
|
1.1. |
с читальным залом с числом рабочих мест не менее 15 |
Да |
1.2. |
с обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах библиотеки |
Да |
1.3. |
имеется медиатека |
Да |
1.4. |
имеются средства сканирования |
Да |
1.5. |
обеспечен выход в Интернет |
Да |
1.6. |
обеспечены копирование бумажных материалов |
Да |
1.7. |
укомплектованность библиотеки ОУ печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана ООП ООО |
Да |
2. |
В основной школе организованы постоянно действующие площадки для свободного самовыражения учащихся (более 30% от заданного) в том числе: |
|
2.1. |
Театр |
Да |
2.2. |
Газета, журнал |
Нет |
2.3. |
Сайт ОУ, обновляемый не реже двух раз в месяц |
Да |
2.4. |
Блог ОУ, обновляемый не реже двух раз в месяц |
нет |
2.5. |
Интернет-форум ОУ |
нет |
2.6. |
Радио |
Да |
2.7. |
Телевидение (телеканал) |
Нет |
2.8. |
Другое (указать) |
Нет |
3 |
Материально-техническая база соответствует реализации ООП ООО действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения. |
Да |
4. |
Санитарно-гигиеническое благополучие образовательной среды (условия физического воспитания, обеспеченность горячим питанием, наличие лицензированного медицинского кабинета, динамическое расписание учебных занятий, учебный план, учитывающий полидеятельностное пространство) соответствует требованиям ФГОС ООО |
Да |
5. |
Наличие учебных кабинетов с автоматизированными рабочими местами обучающихся и педагогических работников (более 50%): |
Да |
6. |
Наличие помещений для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством (мастерские) |
Да |
7. |
Наличие помещений для занятий музыкой, хореографией и изобразительным искусством |
Да |
8. |
Наличие лингафонных кабинетов, обеспечивающих изучение иностранных языков |
Нет |
Оснащённость учебных кабинетов
Доступная среда
Приоритет социальной политики РФ в области социальной защиты в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права — создать инвалидам равные с другими гражданами условия для участия в жизни общества, в том числе равное право на получение необходимых социальных услуг для повышения качества жизни.
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры
Государственная программа «Доступная среда» (ссылка)
Конвенция о правах инвалидов, нормативные документы, карта доступности объектов, новости, интервью, горячие линии.
Доступная (или безбарьерная) среда — это среда, которая создает легкие и безопасные условия для людей. Доступная среда для инвалидов — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями пользовались этим пространством с минимальной помощью посторонних.
Поэтому задача образовательной организации — создать эту «безбарьерную или доступную среду».
ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья действуют с 1 сентября 2016 г.
В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.
Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания.
Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так, немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире - вероятным, но вовсе не обязательным следствием слепоты.
Поэтому уровень психического развития обучающегося с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего (дошкольного) обучения и воспитания.
Дети с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.
Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательных организациях специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся(см. ст.41,42,79 ЗАКОНА РФ об Образовании).
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
I. Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья
Инвалиды и лица с ОВЗ участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. Имеющиеся формы обучения - при наличии медицинских показаний и соответствующих документов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому.
1. Специально оборудованные учебные кабинеты.
Доступность учебных кабинетов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – избирательная, условная (с дополнительной помощью).
2. Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Доступность учебных кабинетов (помещений, объектов) для проведения практических занятий для инвалидов и лиц с ОВЗ - избирательная, условная (с дополнительной помощью).
3. Наличие библиотеки, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Доступность школьной библиотеки для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – избирательная, условная (с дополнительной помощью).
Библиотека не укомплектована специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения) ввиду отсутствия запроса со стороны потребителя образовательных услуг.
4. Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Оборудование, проходы в спортивный зал и спортивная площадка не приспособлены для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и лиц с ограниченными возможностями здоровья ввиду отсутствия запроса со стороны потребителя образовательных услуг.
5. Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможности здоровья.
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.
Для обучающихся с ОВЗ используются специальные адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, методы обучения, коррекционные занятия с педагогом - психологом.
Адаптированная программа разрабатывается с учётом особенностей развития ребенка, основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.
II. Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Здание школы оборудовано пандусом. В здание обеспечен доступ инвалидов и лиц
с ограниченными возможностями здоровья при помощи кнопки вызова, находящейся в зоне доступа и расположенной у входной двери.
III. Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Пищеблоки школы осуществляют производственную деятельность в полном объёме 5 дней – с понедельника по пятницу включительно.
Льготное питание осуществляется для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. Столовая расположена на 2 этаже. Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей воды.
Питание школьников - ссылка на страницу
IV. Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Здание МБОУ «СОШ №1 г.Тосно с углубленным изучением отдельных предметов» оснащено противопожарной сигнализацией, информационными табло (указателями выхода), необходимыми табличками и указателями и звуковой информацией для сигнализации об опасности.
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет, оснащённый оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10.
Организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
V. Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ «СОШ №1 г.Тосно с углубленным изучением отдельных предметов» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
Информационная база Школы оснащена:
— электронной почтой;
— выходом в Интернет;
— функционирует официальный сайт.
Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в компьютерных классах, а также в удалённом электронном читальном зале Президентской библиотеки.
Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в Школе действует система контент-фильтрации.
Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и работников закрыт.
В Школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), интерактивные доски и панели.
VI. Доступ к электронным образовательным ресурсам, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленными для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет.
Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу. Защита и безопасность работы в сети Интернет обеспечивается Контент-фильтром.
Список информационных ресурсов для слабовидящих:
Портал «Компьютерные технологии для незрячих и слабовидящих» http://www.tiflocomp.ru/
Сайт голосовых технологий http://govorilovo.narod.ru/
Библиотеки:
Российская Государственная библиотека для слепых (РГБС) http://www.rgbs.ru/
Санкт-Петербургская Государственная библиотека для слепых http://www2.gbs.spb.ru/ru/
Информационный портал специальных библиотек для слепых http://www.rusblind.ru/
Перечень электронных образовательных ресурсов, предназначенных для использования детьми инвалидами
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
VII. Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
указанные объекты отсутствуют
Уважаемые родители!
С 01.09.2016 года действуют федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).
ФГОС ОВЗ и УО представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
ФГОС ОВЗ и УО применяется только в отношении учащихся, зачисленных на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее по тексту АООП) после 1 сентября 2016 года. Остальные учащиеся, перешедшие на обучение по АООП до 1 сентября 2016 года продолжают обучение по ним до завершения обучения.
В школе созданы условия для получения учащимися с ограниченными возможностями здоровья образовательных и личностных результатов, соответствующих требованиям нового стандарта.
Международный день инвалидов в 2023 году: история и традиции
Эта дата в календаре призвана не только напомнить о трудностях, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья, но также попутно выявить другие важные вопросы. Например, показать, насколько люди восприимчивы к проблемам окружающих. Расскажем, когда и как проходит Международный день инвалидов.
Полноценное участие людей с инвалидностью в жизни общества, защита их прав, а также вовлечение как можно большего количества понимающих людей — вот главный посыл этого ежегодного события.
Давайте разберемся, как появилась в календаре важных событий эта дата, какие мероприятия проводятся в Международный день инвалидов и когда он пройдет в 2023 году.
Какого числа проходит Международный день инвалидов в 2023 году
Учитывая масштаб и значимость, сложно представить, чтобы в появлении этой важной даты не участвовала ООН. Именно на заседании Генеральной Ассамблеи в октябре 1992 года было решено утвердить конкретный памятный день, посвященный людям с особенностями здоровья.
Международный день инвалидов - 3 декабря.
Интересные факты
Тема года | Каждый год мероприятия Международного дня инвалидов посвящены определенной теме. Вот несколько примеров: «Ничего о нас без нас», «Искусство, культура и независимый образ жизни», «Самостоятельная жизнь и устойчивый заработок». |
Количество стран | Международный день инвалидов проходит более чем в 184 странах. Не обошлось без ООН: на заседании Генеральной Ассамблеи призвали все страны присоединиться к участию и организации различных мероприятий. |
Равные права для всех и каждого | Для привлечения внимания к идее Международного дня инвалидов люди всех возрастов и любого социального статуса участвуют в организационных мероприятиях. |
Программа поддержки | В декабре 2006 году Генеральная Ассамблея ООН утвердила Конвенцию о правах инвалидов, закрепив основы прав и свобод личности с учетом особых потребностей этой категорией людей. |
Флаг для людей с инвалидностью | Представляет собой полотно с использованием трех цветов: золотого, серебряного и бронзового. Каждая полоса обозначает один из типов инвалидности: физическую, интеллектуальную и сенсорную. А еще это цвета медалей Паралимпийских игр, где чествуют больше не соревновательные моменты, а совместное преодоление трудностей. |
История
Все началось с заседания Генеральной Ассамблеи ООН, которое состоялось 14 октября в 1992 году. На собрании озвучили призыв ко всем международным организациям и государствам сотрудничать в проведении и участвовать в мероприятиях, посвященных Международному дню инвалидов. И тогда же закрепили дату во всеобщем календаре важных дат.
Однако первые громкие заявления о необходимости регулярно проводить подобные события были задолго до этого. Первый Международный день инвалидов провели еще в 1981 году. Но прошло много времени до того момента, когда был принят стандарт обеспечения возможностей для этой категории граждан.
В 2006 году на межгосударственном уровне приняли Конвенцию о правах инвалидов — документ, который помог сформулировать важные постулаты для утверждения и защиты прав людей с ограниченными возможностями.
В сентябре 2012 года Россия подписала ратификационную грамоту, тем самым продемонстрировав намерение защищать права инвалидов, внедрять меры поддержки в соответствии с международными стандартами внутри своих границ.
И сегодня в каждом городе России проходят мероприятия в честь Международного дня инвалидов, причем как на высоком уровне, так и локальные: в школах, библиотеках, спортивных клубах. Поучаствовать в них обычно может любой желающий.
Традиции
В мероприятиях Международного дня инвалидов традиционно принимают участие не только люди с проблемами здоровья, но и все желающие. Для первых — это повод заявить о своих потребностях и проблемах, для вторых — возможность оказать поддержку и помощь, получить новый опыт.
Традиционно 3 декабря по всему миру проводятся различные акции, форумы и конференции, посвященные этой дате. Например, на одной из грандиозных выставок «Экспо» в Дубае состоялось мероприятие под названием «Формирование инклюзивного будущего для всех: Лидерство с решимостью», направленное на вовлечение немобильных групп граждан в управление технологиями развития пространства для инвалидов.
Всемирный день здоровья: все самое важное о празднике
Проводятся узконаправленные мероприятия международного уровня (как правило, при поддержке ООН), которые, например, ориентированы на участие инвалидов в развитии и интеграции новых технологий, на выявление проблем людей с ограниченными возможностями в подростковой среде.
В России уже не первый год действует федеральная программа «Доступная среда». Она направлена на облегчение передвижения по улицам людей в инвалидных колясках и предоставления им беспрепятственного доступа к объектам культурного наследия, а также различным услугам. Обычно в рамках Международного дня инвалидов подводятся какие-то итоги, обозначают новые направления в развитии программы.
Популярные вопросы и ответы
Рассказываем еще больше интересного про Международный день инвалидов и связанные с ним даты.
Какие еще есть похожие даты?
В последнее воскресенье сентября во всем мире проходит День глухих. За Международным днем слепых закреплена конкретная дата — 13 ноября. Каждый год 10 октября проводится Всемирный день психического здоровья. А еще есть Международный день борьбы за права инвалидов — 5 мая.
Как отмечают эту дату в других странах?
В целом, мероприятия в разных странах схожи: проводятся форумы, выставки, соревнования, концерты и благотворительные акции. Но в каждом регионе или городе есть и свои уникальные мероприятия.
В США несколько лет назад был создан летний лагерь для людей с инвалидностью. Они выезжали в горы, общались, занимались фитнесом и проводили время сколь возможно активно.
В Швейцарии в 2021 году команда специалистов по интеграции инвалидов организовала мероприятия по обеспечению доступности рабочего места для людей с ограниченными возможностями.
А в Москве в Реабилитационном центре для инвалидов этот день традиционно проводят активно и весело: собирают детские команды и устраивают спортивные игры и состязания.
Какие есть меры поддержки для инвалидов?
В России люди с ограниченными возможностями, вне зависимости от группы инвалидности, могут получать страховую пенсию по инвалидности. При этом человек может параллельно работать или иначе зарабатывать деньги.
Кроме того, отдельные категории людей с инвалидностью имеют право на бесплатные/льготные лекарства и лечебное питание, средства технической реабилитации (например, протез или собаку-поводыря).
Есть и другие меры поддержки: льготные путевки и билеты к месту лечения/реабилитации, скидки на оплату ЖКУ и возможность бесплатно парковаться в любом городе. И регулярно появляются новые способы облегчить жизнь людям с инвалидностью.