Школа имеет необходимую для учреждения материально техническую базу, на развитие которой привлекаются средства муниципального бюджета. Школа оборудована противопожарной сигнализацией и видеонаблюдением, внутренними и наружными видеокамерами.

Общая учебная площадь школы составляет 2358,7 м.кв.; масштабы пришкольной территории 1,36 га , школьный стадион 4560 м.кв., спортивный зал 264,9 м.кв. Школьный актовый зал совмещён со столовой на 168 посадочных мест, площадь составляет 274,3 м.кв. В школьной столовой имеется буфет с холодильником для холодных закусок.

В школе имеется 35 специализированных кабинетов с современным аудио и видеооборудованием, в том числе 23 кабинета с медиооборудованием (ноутбук, медиапроектор, экран), количество компьютерных классов - 2, мобильный компьютерный класс, общее количество компьютеров в школе - ПК 55+40 ноутбуков (включая педагогических работников)

Для обеспечения материально-технических условий введения ФГОС НОО в течение 5 лет создавалась материально-техническая база начальной школы. За это время отремонтированы и оборудованы 7 кабинетов для организации учебной и внеурочной работы учащихся. Учебные кабинеты оборудованы удобными партами с механизмом регулирования высоты в соответствии с ростом ребёнка. В кабинетах есть все необходимые сменные информационные стенды для размещения наглядного материала. В настоящее время все учителя владеют информационными технологиями и активно используют их в педагогической практике. В связи с этим большое внимание уделяется оснащению электронного места учителя всем необходимом мультимедийным оборудованием. В 2 кабинетах начальной школы установлены интерактивные доски и проведён интернет. Для организации проектной деятельности активно используются средства индивидуальной работы учащихся: интерактивные микроскопы, интерактивная приставка, комплект лабораторного оборудования «Воздух и атмосферное давление», комплект лабораторного оборудования «Наблюдение за погодой», комплект лабораторного оборудования «От зародыша до взрослого растения» принтеры, сканеры.

Для введения ФГОС в основной школе имеется 21 специализированный кабинет для организации учебной и внеурочной деятельности.
В связи с этим большое внимание уделяется материально-технической базе:
-    В двух кабинетах имеются интерактивные доски, 13 кабинетов оснащены мультимедийными проекторами, имеется переносной компьютерный мультимедийный класс, интерактивная приставка.
-    Два компьютерных класса оборудованы новейшими компьютерами и специализированными креслами, плазменной панелью, принтером, сканером. 
-    Кабинет физики оснащён мультимедийным проектором, ноутбуком, комплектом электрооборудования на 30 мест, имеются: машина электрофорная, насос вакуумный Камовского, электрометры с принадлежностями, ГИА – лаборатории в количестве 4 штук.
-    Кабинет химии оборудован водоснабжением, лабораторными столами в количестве 13 штук, мультимедийным проектором, ноутбуком, телевизором, DVD, принтером, комплектом посуды для микролаборатории по химии, цифровым микроскопом.
-    Кабинет географии и биологии оборудованы новой школьной мебелью, мультимедийным проектором, ноутбуком, цифровыми микроскопами в количестве 7 штук, микроскопами в количестве - 9 штук, метеостанцией.
-    Кабинет обслуживающего труда оснащён кухней с электрической плитой, специализированными столами, имеется раскроечный стол, компьютер, мультимедийный проектор, швейные машинки в количестве 12 штук, утюг, оверлог, наглядные пособия по технологии. Кабинет технического труд оснащён комбинированными верстаками, наглядными пособиями, инструментом, ноутбуком, проектором.
В школе функционируют специализированные кабинеты: 2 медицинских кабинета, кабинет психолога, кабинет социального педагога.

№ п\п

Показатель

 

1

Наличие у учреждения (или на условиях договора пользования) безопасного или пригодного для проведения уроков физической культуры спортивного зала площадью не менее 9*18 м при высоте не менее 6 мм с оборудованными раздевалками, действующими душевыми и туалетными комнатами (да/нет)

Да

2

Наличие у учреждения (или на условиях договора пользования) оборудованной территории для реализации раздела «Лёгкая атлетика» программы по физической культуре (размеченные дорожки для бега со специальным покрытием, оборудованный сектор для метания и прыжков в длину)

Да

3

Наличие в учреждении кабинета физики с подводкой низковольтного электропитания к партам учащихся (включая независимые источники) и лаборантской (для школ, имеющих классы старше 7-го) (да \ нет)

Да

4

Наличие по каждому из разделов физики (электродинамика, термодинамика, механика, оптика, ядерная физика) лабораторных комплектов (в соответствии с общим количеством лабораторных работ согласно программе по физике в 7-11 классах)

Да

5

Наличие в учреждении кабинета химии с вытяжкой и подводкой воды к партам учащихся и лаборантской

Да

6

Наличие по каждому из разделов химии (неорганическая химияорганическая химия) лабораторных комплектов оборудования и препаратов (в соответствии с общим количеством лабораторных работ согласно программе по химии в 7-11 классах)

Да

7

Наличие по каждому из разделов биологии (природоведение (окружающий мир), ботаника, зоология, анатомия, общая биология) лабораторных комплектов

Да

8

Наличие всех карт в соответствии с реализуемыми программами по географии или наличие лицензионного демонстрационного компьютерного программного обеспечения по каждому из разделов географии

Да

9

Наличие всех карт в соответствии с реализуемыми программами по истории или лицензионного демонстрационного компьютерного программного обеспечения по каждому из курсов истории

Да

10

Количество в учреждении собственных (или на условиях договора пользования) компьютерных классов, оборудованных металлической дверью, электропроводкой, кондиционером или проточно-вытяжной вентиляцией и площадью, обеспечивающей установку компьютеров в количестве не менее m/2 + 2, включая компьютер учителя

Да

11

Количество мультимедийных проекторов

20

12

Количество интерактивных досок

5

13

Наличие скоростного выхода в Интернет (скорость канала не ниже 128 кб\с)

Да

14

Наличие базы для реализации технологии:

«Технология ведения дома» - 30 мест;

«Обработка металла, древесины, искусственных материалов» - 15 р. мест.

15

Количество компьютеров, всего*

55

40 - ноутбуков

16

Из них используются в образовательном процессе

71

17

Количество локальных сетей в учреждении

2

18

Количество терминалов, с которых имеется доступ к Internet

42

19

Количество компьютерных классов

2

 

№ кабинета

Название кабинета

Наличие технических средств обучения

1

Начальных классов

Ноутбук, проектор, экран, интерактивная приставка, цифровой микроскоп, принтер.

Начальных классов

Ноутбук, проектор, МФУ (принтер, ксерокс, сканер), экран.

2

Начальных классов

Ноутбук, проектор, экран.

3

Начальных классов

Компьютер, проектор, экран, принтер, МФУ., доска проекционная для проектора.

4

Начальных классов

Ноутбук, проектор, экран, принтер, интерактивное устройство Mimio.

5

Начальных классов

Ноутбук, проектор, экран.

6

Начальных классов

Ноутбук, экран.

Домоводство

Компьютер, проектор, экран, 12 швейных машин, микроволновая печь, мультиварка, утюг, миксер, оверлог.

9

Начальных классов

Компьютер, проектор, экран, принтер.

10

Начальных классов

Ноутбук, проектор, экран.

10а

Начальных классов

Ноутбук, проектор, экран.

12

Технический труд

Ноутбук, плазменная панель, 3Dручки.

 

Спортивный зал

Музыкальный центр, тренажёры – 2 шт, велотренажёр, беговая дорожка.

Новый стадион, волейбольная и баскетбольная площадка.

11

Кабинет музыки и ОБЖ

Музыкальный центр, пианино, компьютер, ноутбук, экран, макет автомата.

20

Иностранный язык

Ноутбук

20а

Кабинет ИЗО

Телевизор, ноутбук

21

Математика

Мультимедийный проектор, ноутбук,экран.

22

Русского языка и литературы

Мультимедийный проектор, компьютер, экран, МФУ.

23

Русского языка и литературы

Мультимедийный проектор, ноутбук, экран, МФУ.

24

Русского языка и литературы

МФУ, компьютер, телевизор, музыкальный центр.

25

Русского языка и литературы

Мультимедийный проектор, компьютер, экран, интерактивная доска.

25а

Иностранного языка

Магнитола, МФУ, ноутбук.

26

Русского языка и литературы

Мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

27

Математика

Мультимедийный проектор, ноутбук,экран.

28

История

Мультимедийный проектор, ноутбук,экран.

29

Математика

Мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

29а

Иностранного языка

Телевизор, DVD/

30

Информатика

Мультимедийный класс, сенсорный экран, мультимедийный проектор, ноутбук,экран, 15 компьютеров.

31

Информатика

Мультимедийный проектор, ноутбук, экран, 15 компьютеров, сервер, сетевое оборудование, стабилизатор, ноутбук-5шт., стартовый комплект – 4 шт., ресурсный набор Lego – 4 шт.

32

 

Математика

Мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

33

История

Мультимедийный проектор, ноутбук,экран, МФУ.

34

География

Ноутбук.

35

Физика

ГИА – лаборатория -11 комп., ноутбук,  мультимедийный проектор, экран, комплект электрический, машина волновая, машина электрофорная.

 

36

Биология

Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, цифровой микроскоп  - 5 шт. метеостанция.

37

Химия

Мультимедийный проектор, ноутбук, экран, принтер, комплект микролабораторный по химии, телевизор,DVD

 

Столовая – кухня.

Мясорубка, машина протирочная, плита электрическая – конф., плита электрическая – 6 конф., посудомоечная машина, сковорода электрическая, зонтвентиляционный-2 шт., Мармит первых блюд, мармит вторых блюд, машина картофелечистительная,  миксер, прилавок для столвых приборов, прилавок холодильный, шкаф жарочный, ларь морозильный.


Для учащихся созданы условия для получения горячего питания в виде завтраков и обедов, приготовление которых обеспечивает оператор школьного питания: общество с ограниченной ответственностью "Специализированная торговая компания".

Компания зарегистрирована 12 августа 2011 года.

Электронная почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Юридический адрес: 194292, г. Санкт-Петербург, ул. Домостроительная, д. 4, литер А, офис 519.

Телефоны: +7 812 332-70-43   +7 812 407-71-60   +7 921 946-22-75


В школе функционируют:

- спортивный зал площадью 250 кв.м., стадион площадью более 2000 кв.м.,

- лицензированный медицинский кабинет площадью 12 кв.м.,

- процедурный кабинет площадью 10 кв.м.

Согласно графику (с 08.30 до 14.00) работают врач-педиатр и медицинская сестра.

Ежегодно осуществляется профилактический медицинский осмотр.

Учащимся в случае необходимости оказывается первая врачебная и квалифицированная медицинская помощь.


Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, чьё состояние здоровья нуждается в дополнительных условиях обучения, обучаются на дому по индивидуальной программе.

Для визитов указанных категорий посетителей в школе оборудована кнопка вызова дежурного для сопровождения в здание школы и обратно.


Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.


В школе обеспечивается доступ учащихся и работников школы к информационным системам, к электронным образовательным ресурсам, в том числе - к сетевым.


На сайте школы имеется специальный раздел "Безопасность и здоровье", на странице которого публикуются необходимые нормативные документы и рекомендации для учащихся и родителей.


Оценка материально-технических условий реализации ООП ООО

Оснащённость общеобразовательного учреждения в соответствии с требованиями к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений.

Да

1.

Образовательное учреждение имеет современную библиотеку, то есть:

 

1.1.

с читальным залом с числом рабочих мест не менее 15

Да

1.2.

с обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах библиотеки

Да

1.3.

имеется медиатека

Да

1.4.

имеются средства сканирования

Да

1.5.

обеспечен выход в Интернет

Да

1.6.

обеспечены копирование бумажных материалов

Да

1.7.

укомплектованность библиотеки ОУ печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана ООП ООО 

Да

2.

В основной школе организованы постоянно действующие площадки для свободного самовыражения учащихся (более 30% от заданного) в том числе:

 

2.1.

Театр

Да

2.2.

Газета, журнал

Нет

2.3.

Сайт ОУ, обновляемый не реже двух раз в месяц

Да

2.4.

Блог ОУ, обновляемый не реже двух раз в месяц

нет

2.5.

Интернет-форум ОУ

нет

2.6.

Радио

Да

2.7.

Телевидение (телеканал)

Нет

2.8.

Другое (указать)

Нет

3

Материально-техническая база соответствует реализации ООП ООО действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного

учреждения.

Да

4.

Санитарно-гигиеническое благополучие образовательной среды (условия физического воспитания, обеспеченность горячим питанием, наличие лицензированного медицинского кабинета, динамическое расписание учебных занятий, учебный план, учитывающий полидеятельностное пространство) соответствует требованиям ФГОС ООО

Да

5.

Наличие учебных кабинетов с автоматизированными рабочими местами обучающихся и педагогических работников (более 50%):

Да

6.

Наличие помещений для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством (мастерские)

Да 

7.

Наличие помещений для занятий музыкой, хореографией и изобразительным искусством 

Да

8.

Наличие лингафонных кабинетов, обеспечивающих изучение иностранных языков

Нет

Оснащённость учебных кабинетов

 

Доступная среда

Приоритет социальной политики РФ в области социальной защиты в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права — создать инвалидам равные с другими гражданами условия для участия в жизни общества, в том числе равное право на получение необходимых социальных услуг для повышения качества жизни.

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры


Государственная программа «Доступная среда» (ссылка)

Конвенция о правах инвалидов, нормативные документы, карта доступности объектов, новости, интервью, горячие линии.


Доступная (или безбарьерная) среда — это среда, которая создает легкие и безопасные условия для людей. Доступная среда для инвалидов — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями пользовались этим пространством с минимальной помощью посторонних.

Поэтому задача образовательной организации — создать эту «безбарьерную или доступную среду».


ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья действуют с 1 сентября 2016 г.

В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.

Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания.

Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так, немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире - вероятным, но вовсе не обязательным следствием слепоты.

Поэтому уровень психического развития обучающегося с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего (дошкольного) обучения и воспитания.

Дети с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательных организациях специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся(см. ст.41,42,79 ЗАКОНА РФ об Образовании).


Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья


I. Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья 

Инвалиды и лица с ОВЗ участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. Имеющиеся формы обучения - при наличии медицинских показаний и соответствующих документов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому.

1. Специально оборудованные учебные кабинеты. 

Доступность учебных кабинетов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – избирательная, условная (с дополнительной помощью).​​​​​​

2. Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. 

Доступность учебных кабинетов (помещений, объектов) для проведения практических занятий для инвалидов и лиц с ОВЗ - избирательная, условная (с дополнительной помощью).

3. Наличие библиотеки, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. 

Доступность школьной библиотеки для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – избирательная, условная (с дополнительной помощью).

Библиотека не укомплектована специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения) ввиду отсутствия запроса со стороны потребителя образовательных услуг.

4. Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Оборудование, проходы в спортивный зал и спортивная площадка не приспособлены для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и лиц с ограниченными возможностями здоровья ввиду отсутствия запроса со стороны потребителя образовательных услуг.

5. Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможности здоровья.

Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.

Для обучающихся с ОВЗ используются специальные адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, методы обучения, коррекционные занятия с педагогом - психологом.

Адаптированная программа разрабатывается с учётом особенностей развития ребенка, основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.


II. Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. 

Здание школы оборудовано пандусом. В здание обеспечен доступ инвалидов и лиц
с ограниченными возможностями здоровья при помощи кнопки вызова, находящейся в зоне доступа и расположенной у входной двери.


III. Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья 

Пищеблоки школы осуществляют производственную деятельность в полном объёме 5 дней – с понедельника по пятницу включительно.
Льготное питание осуществляется для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. Столовая расположена на 2 этаже. Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей воды.

Питание школьников - ссылка на страницу


IV. Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья 

Здание МБОУ «СОШ №1 г.Тосно с углубленным изучением отдельных предметов» оснащено противопожарной сигнализацией, информационными табло (указателями выхода), необходимыми табличками и указателями и звуковой информацией для сигнализации об опасности.
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет, оснащённый оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10.
Организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.


V. Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья 

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ «СОШ №1 г.Тосно с углубленным изучением отдельных предметов» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.

Информационная база Школы оснащена: 
— электронной почтой;
— выходом в Интернет;
— функционирует официальный сайт.

Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в компьютерных классах, а также в удалённом электронном читальном зале Президентской библиотеки.
Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в Школе действует система контент-фильтрации.
Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и работников закрыт.
В Школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), интерактивные доски и панели. 


VI. Доступ к электронным образовательным ресурсам, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленными для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья 

В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет.
Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу. Защита и безопасность работы в сети Интернет обеспечивается Контент-фильтром.

Список информационных ресурсов для слабовидящих:
Портал «Компьютерные технологии для незрячих и слабовидящих» http://www.tiflocomp.ru/
Сайт голосовых технологий http://govorilovo.narod.ru/

Библиотеки:
Российская Государственная библиотека для слепых (РГБС) http://www.rgbs.ru/
Санкт-Петербургская Государственная библиотека для слепых http://www2.gbs.spb.ru/ru/

Информационный портал специальных библиотек для слепых http://www.rusblind.ru/

Перечень электронных образовательных ресурсов, предназначенных для использования детьми инвалидами

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов


VII. Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

указанные объекты отсутствуют


Уважаемые родители!

С 01.09.2016 года действуют федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).

ФГОС ОВЗ и УО представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

ФГОС ОВЗ и УО применяется только в отношении учащихся, зачисленных на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее по тексту АООП) после 1 сентября 2016 года. Остальные учащиеся, перешедшие на обучение по АООП до 1 сентября 2016 года продолжают обучение по ним до завершения обучения.

В школе созданы условия для получения учащимися с ограниченными возможностями здоровья образовательных и личностных результатов, соответствующих требованиям нового стандарта. 


Международный день инвалидов в 2023 году: история и традиции

Эта дата в календаре призвана не только напомнить о трудностях, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья, но также попутно выявить другие важные вопросы. Например, показать, насколько люди восприимчивы к проблемам окружающих. Расскажем, когда и как проходит Международный день инвалидов.

Полноценное участие людей с инвалидностью в жизни общества, защита их прав, а также вовлечение как можно большего количества понимающих людей — вот главный посыл этого ежегодного события. 

Давайте разберемся, как появилась в календаре важных событий эта дата, какие мероприятия проводятся в Международный день инвалидов и когда он пройдет в 2023 году.

Какого числа проходит Международный день инвалидов в 2023 году

Учитывая масштаб и значимость, сложно представить, чтобы в появлении этой важной даты не участвовала ООН. Именно на заседании Генеральной Ассамблеи в октябре 1992 года было решено утвердить конкретный памятный день, посвященный людям с особенностями здоровья. 

Международный день инвалидов - 3 декабря.

Интересные факты
Тема года Каждый год мероприятия Международного дня инвалидов посвящены определенной теме. Вот несколько примеров: «Ничего о нас без нас», «Искусство, культура и независимый образ жизни», «Самостоятельная жизнь и устойчивый заработок». 
Количество стран Международный день инвалидов проходит более чем в 184 странах. Не обошлось без ООН: на заседании Генеральной Ассамблеи призвали все страны присоединиться к участию и организации различных мероприятий.
Равные права для всех и каждого Для привлечения внимания к идее Международного дня инвалидов люди всех возрастов и любого социального статуса участвуют в организационных мероприятиях. 
Программа поддержки В декабре 2006 году Генеральная Ассамблея ООН утвердила Конвенцию о правах инвалидов, закрепив основы прав и свобод личности с учетом особых потребностей этой категорией людей.
Флаг для людей с инвалидностью Представляет собой полотно с использованием трех цветов: золотого, серебряного и бронзового. Каждая полоса обозначает один из типов инвалидности: физическую, интеллектуальную и сенсорную. А еще это цвета медалей Паралимпийских игр, где чествуют больше не соревновательные моменты, а совместное преодоление трудностей.
История

Все началось с заседания Генеральной Ассамблеи ООН, которое состоялось 14 октября в 1992 году. На собрании озвучили призыв ко всем международным организациям и государствам сотрудничать в проведении и участвовать в мероприятиях, посвященных Международному дню инвалидов. И тогда же закрепили дату во всеобщем календаре важных дат.

Однако первые громкие заявления о необходимости регулярно проводить подобные события были задолго до этого. Первый Международный день инвалидов провели еще в 1981 году. Но прошло много времени до того момента, когда был принят стандарт обеспечения возможностей для этой категории граждан. 

В 2006 году на межгосударственном уровне приняли Конвенцию о правах инвалидов — документ, который помог сформулировать важные постулаты для утверждения и защиты прав людей с ограниченными возможностями.

В сентябре 2012 года Россия подписала ратификационную грамоту, тем самым продемонстрировав намерение защищать права инвалидов, внедрять меры поддержки в соответствии с международными стандартами внутри своих границ.

И сегодня в каждом городе России проходят мероприятия в честь Международного дня инвалидов, причем как на высоком уровне, так и локальные: в школах, библиотеках, спортивных клубах. Поучаствовать в них обычно может любой желающий.

Традиции

В мероприятиях Международного дня инвалидов традиционно принимают участие не только люди с проблемами здоровья, но и все желающие. Для первых — это повод заявить о своих потребностях и проблемах, для вторых — возможность оказать поддержку и помощь, получить новый опыт. 

Традиционно 3 декабря по всему миру проводятся различные акции, форумы и конференции, посвященные этой дате. Например, на одной из грандиозных выставок «Экспо» в Дубае состоялось мероприятие под названием «Формирование инклюзивного будущего для всех: Лидерство с решимостью», направленное на вовлечение немобильных групп граждан в управление технологиями развития пространства для инвалидов. 

Всемирный день здоровья: все самое важное о празднике

Проводятся узконаправленные мероприятия международного уровня (как правило, при поддержке ООН), которые, например, ориентированы на участие инвалидов в развитии и интеграции новых технологий, на выявление проблем людей с ограниченными возможностями в подростковой среде. 

В России уже не первый год действует федеральная программа «Доступная среда». Она направлена на облегчение передвижения по улицам людей в инвалидных колясках и предоставления им беспрепятственного доступа к объектам культурного наследия, а также различным услугам. Обычно в рамках Международного дня инвалидов подводятся какие-то итоги, обозначают новые направления в развитии программы.

Популярные вопросы и ответы

Рассказываем еще больше интересного про Международный день инвалидов и связанные с ним даты.

Какие еще есть похожие даты?

В последнее воскресенье сентября во всем мире проходит День глухих. За Международным днем слепых закреплена конкретная дата — 13 ноября. Каждый год 10 октября проводится Всемирный день психического здоровья. А еще есть Международный день борьбы за права инвалидов — 5 мая.

Как отмечают эту дату в других странах?

В целом, мероприятия в разных странах схожи: проводятся форумы, выставки, соревнования, концерты и благотворительные акции. Но в каждом регионе или городе есть и свои уникальные мероприятия.

В США несколько лет назад был создан летний лагерь для людей с инвалидностью. Они выезжали в горы, общались, занимались фитнесом и проводили время сколь возможно активно.

В Швейцарии в 2021 году команда специалистов по интеграции инвалидов организовала мероприятия по обеспечению доступности рабочего места для людей с ограниченными возможностями.

А в Москве в Реабилитационном центре для инвалидов этот день традиционно проводят активно и весело: собирают детские команды и устраивают спортивные игры и состязания.

Какие есть меры поддержки для инвалидов?

В России люди с ограниченными возможностями, вне зависимости от группы инвалидности, могут получать страховую пенсию по инвалидности. При этом человек может параллельно работать или иначе зарабатывать деньги.

Кроме того, отдельные категории людей с инвалидностью имеют право на бесплатные/льготные лекарства и лечебное питание, средства технической реабилитации (например, протез или собаку-поводыря).

Есть и другие меры поддержки: льготные путевки и билеты к месту лечения/реабилитации, скидки на оплату ЖКУ и возможность бесплатно парковаться в любом городе. И регулярно появляются новые способы облегчить жизнь людям с инвалидностью.