Обновленные ФГОС третьего поколения введены во всех школах РФ с 01.09.2022 г.
Новые ФГОС предполагают:
1. Уменьшение объема академических часов и организация обучения в режиме 5-дневной учебной недели.
2. Исключение из состава обязательных учебных предметов второго иностранного языка.
3. Вариативность возможности изучения родного (русского) языка и родной (русской) литературы.
4. Более конкретные и единые требования к результатам обучения обеспечат системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни.
Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
Предусмотрено, что новые ФГОС обеспечат:
единство образовательного пространства России;
вариативность содержания образовательных программ;
благоприятные условия воспитания и обучения;
формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями;
а также личностное развитие, в том числе гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
В процессе обучения по обновленным образовательным стандартам школьники будут получать знания о месте России в мире, ее исторической роли, территориальной целостности, культурном и технологическом развитии, о вкладе России в мировую науку и др.
Главные особенности вводимых ФГОС
Например, в требованиях к преподаванию иностранных языков, в ФГОС ООО записано: «Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей… и при наличии в организации необходимых условий».
По некоторым дисциплинам, например, математике, физике, химии, стандарты вводят уровни изучения: базовый и углубленный.
В обновлённых ФГОС сформулированы конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Они наполнены требованиями так называемого «знаниевого» характера: например, по литературе нужно выучить наизусть 3-4 стихотворения; по химии на базовом уровне знать теорию электролитической диссоциации; в математике упор сделан на решение задач; по истории нужно знать основные даты, ключевые события и этапы истории России и мира с древности до 1914 года; начиная с младших классов, школьники будут обучаться финансовой грамотности: в начальной школе эти навыки ученики будут получать в рамках предметов «Окружающий мир» и «Математика» — узнают, что такое семейный бюджет, рациональность, как связаны трудовая деятельность и экономическое благосостояние; в основной школе — в рамкам учебных предметов «Обществознание», «Информатика», «География» и других им расскажут о том, как защитить накопления от мошенников, как рационально использовать средства и т.д.
Обратим внимание, что прием на обучение в первые и пятые классы по образовательным программам начальной и основной школы, разработанным на основе обновленных стандартов, будет осуществляться с 1 сентября 2022 года. В остальных классах изменение программ, по которым уже ведется обучение, возможно только при согласии родителей обучающихся.
Федеральные нормативно-правовые документы
Федеральный закон "Об образовании в РФ" от 29.12.2012 №273-ФЗ
Постановление Правительства РФ №1642 о государственной программе РФ "Развитие образования"
Указ Президента РФ от 01.12.2016 №642 "О стратегии научно-технологического развития РФ"
Приказ Минобрнауки РФ №373 от 06.10.2009 "Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО"
Приказ Минобрнауки №2357 от 22.09.2011 "О внесении изменений в ФГОС НОО"
Приказ Минпросвещения РФ №286 от 31.05.2021 "Об утверждении ФГОС НОО"
Приказ Минобрнауки № 1241 от 26.11.2010 "О внесении изменений в ФГОС НОО"
Приказ Минобрнауки РФ №1897 от 17.12.2010 "Об утверждении ФГОС ООО"
Приказ Минпросвещения РФ №287 от 31.05.2021 "Об утверждении ФГОС ООО"
Приказ Минобрнауки РФ №413 от 17.05.2012 "Об утверждении ФГОС СОО"
Приказ Минобрнауки №413 от 06.10.2009 "Об утверждении и введении в действие ФГОС СОО"
Приказ Минобрнауки РФ №1598 от 19.12.2014 "Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ"
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н "Об утверждении профстандарта "Педагог"
Информационно-методическое письмо Минпросвещения от 15.02.2022 №АЗ-113-03
Постановление Главного гос.сан.врача РФ от 28.09.2020 №28 "Об утверждении СП 2.4.3648-20"
Постановление Главного гос.сан.врача РФ от 28.09.2021 №2 "Об утверждении СП 1.2.3685-21"
Приказ Минпросвещения РФ от 20.05.2020 №254 "Об утверждении федер. перечня учебников"
Региональные документы
на сайте комитета общего и профессионального образования Ленинградской области
Муниципальные документы
на сайте комитета образования администрации МО Тосненский район Ленинградской области
Документы школы по введению обновленных ФГОС
Аналитическая справка о реализации обновлённых ФГОС в 1-4 и 5 классах в 2022-2023 учебном году
Сопровождение ФГОС
Научно-методическое сопровождение ФГОС
Сайт поддержки введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ
Содержание и механизмы реализации обновленных ФГОС
Основные изменения государственного образовательного стандарта
Новые ГОС ОО и НО - обзор изменений
Сравнение действующего и нового ФГОС
Сравнительный анализ примерной рабочей программы и содержание учебников по УМК "Школа России"
Презентации по ФГОС
Промежуточные итоги подготовки к введению обновлённых ФГОС
Презентация для родителей по новым ФГОС
Введение ФГОС в 2022 году в МБОУ "СОШ №1 г.Тосно с углубленным изучением отдельных предметов"
Формирование читательской грамотности младших школьников в условиях реализации обновленного ФГОС НОО